Как совершается крещение в храме деревни Ерино
Требования к крёстным родителям (восприемникам)
Православные имена - ссылка на календарь с именами святых
Отправляемся крестить: список всего, что берём с собой
Чинопоследование Таинств крещения и миропомазания
Священник Георгий Казанцев "Мёртвые души" - книга о том, что "просто верить в душе" по сути то же самое, что отречение от Христа
Об огласительных беседах для крещения ребёнка в других храмах
Таинство крещения в храме Покрова Пресвятой Богородицы деревни Ерино совершается по будним дням и в субботу, если на этот день не приходится праздничное богослужение, или ранее не назначено крещение. Время совершения таинства крещения на буднях может быть любое, в том числе, вечернее, по окончании рабочего дня. Крещение каждого ребёнка проводится отдельно, если только сами родители из разных семей не просят о совместном крещении своих детей. Так же возможно одновременное крещение детей и их родителей.
Присутствие при крещении родителей ребёнка не только разрешается, но и является обязательным, так как священник во время совершения таинства даёт важные комментарии и разъяснения происходящему.
Проще всего вопрос о времени крещения ребёнка решается, когда это ребёнок кого-то из прихожан храма. О таком крещении задолго известно, так как ещё в состоянии "пузожителя" дитё много раз появляется на службах в храме. С крёстными так же не возникает никаких вопросов, если и они оказываются постоянными прихожанами. Тогда заранее понятно, что крещёный ребёнок вместе с родителями будет регулярно появляться в храме, причащаться, врастать в литургическую жизнь Церкви, и тем самым сможет по мере взросления стать сознательным христианином. В таком случае вопрос о крещении решается просто: выбирается любой обоюдно удобный день, и совершается таинство крещения.
Иным образом обстоит дело тогда, когда в храме появляется никому не известный человек, и спрашивает, как покрестить ребёнка. Тут, прежде, чем что-то ответить, священнику приходится самому задать массу вопросов. В частности: исповедуются и причащаются ли родители вообще, и как давно в последний раз в частности; исповедуются и причащаются ли крёстные; являются ли родители прихожанами какого-либо храма; прочли ли родители, хотя бы однажды, книгу, именуемую Евангелие и т.п.
Вопросы эти священник задаёт не потому, что он очень любопытный, или ему непреодолимо хочется с кем-то поговорить. Вопросы вызваны тем обстоятельством, что огромное количество изредка заходящих в храм крещёных когда-то в детстве людей наивно полагают, что ребёнку после крещения будет однозначно «лучше», чем без крещения. Или, что Бог после крещения станет заботиться о ребёнке больше, чем до крещения. А это совсем не так.
В крещении ребёнок, по решению родителей, входит в пространство духовной жизни, входит в пространство Христовой Церкви, которая носит именование «воинствующей». Перед крещением ребёнка священник читает о нём молитвы, в которых называет его «новоизбранным воином Христа Бога нашего», молится, чтобы Господь «сокрушил сатану под нози его вскоре и дал победу над ним и иными падшими аггелами». Говоря словами русского литературного классика, по изволению собственных родителей ребёнок вводится через крещение в ту реальность, в которой «диавол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». От лица ребёнка крёстные объявляют войну всему злу мира сего в лице падших аггелов, трижды вслух за ребёнка подтверждая слова молитвы: «Отрекаюсь от сатаны, всех дел его, всех аггелов его, всего служения его и всей гордыни его». Разумеется, даже взрослый человек сам по себе, без благодатной помощи, не в состоянии вести самостоятельную брань с диаволом. Но, если для взрослого христианина основным средством приобретения Божией благодати являются пост, молитва, и, прежде всего, таинства покаяния и причащения, то младенец после крещения может быть ограждён от злобной мести бесов только одним: причащением.
Именно заботой о младенце, которого взрослые приняли решение крестить, и вызваны вопросы священника. Очень часто оказывается, что родители просто не задумывались о том, что после крещения они должны создать ребёнку условия для нормальной христианской жизни, обеспечить возможность причащаться – сам-то он в храм придти не может. Немало подобных несоответствий в представлениях о крещении возникает и у крёстных, у которых тоже может присутствовать множество собственных мнений о своей роли в предстоящем таинстве. В результате, заложником этого религиозного легкомыслия взрослых оказывается ребёнок.
Итак, ответить на вопрос незнакомых людей «когда можно покрестить ребёнка», священник в большинстве случаев оказывается не в состоянии. Но может предложить следующее. Родители и предполагаемые крёстные обговаривают друг с другом, в какое время они могут приехать в храм все вместе. Это может быть время на буднях после работы, или вечер пятницы, когда в Крестильном храме проводится исповедь, или вечер субботы после исповеди по окончании вечернего богослужения, или иной день и иное время. По телефону со священником согласуется возможное время общей встречи. За 40-50 минут священник попытается объяснить всем пришедшим, зачем Самим Христом заповедано Церкви совершать таинство крещения. После этого у родителей и крёстных появится возможность соотнести свои представления о крещении с тем, как это понимается Церковью Христовой. Данная беседа не обязывает священника совершать крещение. Основанием для крещения младенца может являться не что иное, как жизнь не мимо Евангелия хотя бы одного из родителей. Но после полученной из беседы информации возможен будет предметный разговор о подготовке родителей и крёстных к будущему (вероятнее всего, что по прошествии нескольких месяцев, а точнее - двух ближайших многодневных постов) крещению ребёнка.
Если у Вас есть какие-то вопросы касательно крещения, Вы можете выяснить их, обратившись к священнику в храме после окончания богослужения, или позвонив по телефону.