Нередко у людей, заходящих время от времени в православные храмы, возникает недоумение при виде «цен» на свечи. Невольно бросается в глаза удивительная непропорциональность между их размером и цифрами, обозначенными на ярлычках. Ну, сколько, в самом деле, может стоить кусочек воска объемом несколько кубических сантиметров и весом несколько грамм? Рубль, два, пять – но не двадцать и не сто! Почему же в храмах такие высокие «цены» на свечи?
Чтобы услышать ответ на этот вопрос, необходимо осознать тот факт, что в храме, предназначенном для молитвы, не ведется какая-либо торговля. Сам Иисус Христос, войдя в Иерусалимский храм, «выгнал всех продающих и покупающих в храме», обвинив и первых, и вторых в том, что они превратили храм в «вертеп разбойников» (Мф.21:12, 13). Область торговых отношений в храме – это вопрос не экономический, это вопрос понимания самим человеком – «а что такое есть духовная жизнь?». Если духовную жизнь человек воспринимает в категориях товар-деньги-товарштрих (в данном случае, отдал деньги – получил благодать Божию), то это его полное право, но не повод переносить подобные мировосприятия на Церковь. Если зашедший в храм человек считает, что он покупает свечу, а ему продают свечу – это совершенно не значит, что именно такое понимание происходящего события отражает действительное положение вещей.
Обратившись к Священному Писанию, книге Деяний святых апостолов, Посланиям апостольским, повествующим об устроении Церкви, мы не найдем в них упоминания о том, что апостолы, обходя церкви, продавали свечи. Но встретим множественные упоминания о сборе пожертвований на содержание церквей. С тех пор, и по сей день, храмы существуют на пожертвования христиан. Форма внесения этих пожертвований менялась со временем и сегодня существует во множестве вариантов. Это и ящик для пожертвований, это и уплата десятой части доходов, это и целевая поддержка каких-либо приходских дел, это и жертва с получением свечи. Именно с получением, а не с покупкой: церковная свеча ничего не стоит, потому, что не вписывается в рамки товарно-денежных отношений. Свеча и жертва на храм, сопровождающая ее получение – это то глубоко символическое и вещественное дополнение, которым сопровождает христианин главное – свою молитву, обращенную к Богу. Свеча – это вещественное напоминание самому христианину, что его молитва должна быть чистой, горячей и спокойной, как огонь зажженной им свечи. Зажженная свеча – это вещественное выражение надежды, что, как огонек свечи освещает лик иконы Христа, так и Господь осветит и освятит душу обращающегося к Нему в молитве человека.
К сожалению, очень немногие из заходящих в храмы людей понимают, что свечи – вовсе не обязательный, и глубоко второстепенный атрибут духовной жизни. Храм стоит ради совместной молитвы христиан, ради Таинств покаяния и причащения. Но в сознании современных крещенных внецерковных людей прочно укоренился стереотип: сходить в храм с тем, чтобы свечку поставить. Не через молитву, не через исповедь, не через Таинство причащения надеются люди получить Божию благодать – а через кусочек воска объемом несколько кубических сантиметров и весом несколько грамм…
Горящая свеча – это символ души христианина. Цена свечи определяется не объемом и весом воска, а расположением сердца христианина, тем, насколько он готов изменить свою жизнь Христа ради.