Ваши имя:
Пароль:
О вещах, приносимых в храм

Ответ на вопрос принимают ли в храме ненужную более одежду и вещи

О приходском Реабилитационном центре

Реабилитационное сообщество на территории Прихода

О материальной помощи нуждающимся

Как получить в храме денежную помощь

О крещении детей

Некоторая предварительная информация для родителей, желающих покрестить своих детей


Вопрос 4163

 

40 дней со дня смерти моего папы, приходится на 18 марта, а это пятница первой седмицы Великого Поста. Как правильно, в какой день организовать поминальную трапезу? И как правильно заказать поминовение в Храме? Кто-то говорит, что нужно перенести поминальную трапезу на субботу 2-й седмице, тёща говорит, что нельзя устраивать трапезу после памятной даты и нужно её перенести на субботу, предшествующую первой седмице Великого Поста, это заблуждение?

Ещё сказали, что трапезу можно перенести с пятницы 18 марта на субботу, но Первой седмицы. Правильно ли это?

О поминовении усопших в период Великого поста.

Поскольку Великий пост целиком и полностью посвящён Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, всё время седмиц, с понедельников по пятницы, в храмах не совершаются никакие частные богослужения – нет молебнов, венчаний, панихид и т.п. Для поминовения усопших специально отводятся субботние дни – за две недели до начала Поста Вселенская родительская, а после – субботы со второй по четвёртую Поста, которые имеют в календаре особую надпись: «поминовение усопших». В эти субботы в храмах служатся не то, что панихиды или литии, а вся литургия является поминальной. Как и в иное время, правильная последовательность действий для желающих отметить память своих усопших такова: покаяние, причащение, молитва о усопшем.

Вопрос о днях поминовения, девятом и сороковом, не имеет догматического достоинства общецерковного и богооткровенного. Достаточно сказать, что в мире, в который переходит душа усопшего, календарей вообще нет: там вечность. Вопрос о днях поминовения – это вопрос не более, чем местной традиции, которому почему-то уделяется чрезмерное и обострённое внимание. При этом совершенно не берётся в расчёт, что на православном Востоке до сих пор хоронят не на третий, а на первый день, а на православном тогда ещё Западе поминовение совершали в дни седьмой и тридцатый. Так что, относиться к дням поминовения нужно с присущим православному христианству трезвомыслием, помня, что проявить любовь к усопшему можно в любой день и любое время, и поминки совершаются в память о душе, а не о цифре.

Что касается трапез, то это вопрос, вообще не относящийся к церковной жизни. Церковное поминовение находится в границах молитвы, добрых дел и, если очень хочется, кутьи. Все застолья и яства, включая популярные у русских старообрядцев блины и кисель – народные обычаи, оставшиеся от языческих обрядов поминальных тризн. Но это уже не в области компетенции священника находится, а в области этнографов и историков.

Словом, если есть желание родственников устроить поминальную трапезу, то руководствоваться нужно не псевдодуховными правилами, а удобством друг для друга. Потому, что усопшему от этих наших сидений за столом (в отличие от молитв) ни лучше, ни хуже стать не может.

Всего доброго!