Даже не знаю, как назвать то, что собирался написать. Статья, обращение, воззвание?
После того, как за твоими плечами остаются периоды жизни, равные смене поколений, начинаешь задаваться вопросами, которые раньше не приходили в голову. Определённо, вокруг множество людей, у которых есть ответы на эти вопросы. Но отвечать никто не торопится: думаю не оттого, что вопрос не озвучен, а потому, что или боязно обидеть своими воспоминаниями дорогих близких людей, или в собственной голове пережитые события ещё не сложились в понятия, из которых складываются ответы.
Ну, достаточно уже навёл туман. Теперь скажу, о чём думаю последние годы, и о чём хотел бы услышать от многих знакомых мне людей.
Я бы хотел услышать рассказы о православном воспитании. Но не от шишовых-медведевых и прочих гениев православной педагогики начала XXI века, а от самих тех, кто стал объектом этого воспитания. По больше части неудачного, по моим наблюдениям. И, что мне не даёт покоя многие годы, временами погранично жёсткого, если не сказать жестокого.
Отчего я так скептически оцениваю результаты усилий множества родителей и преподавателей воскресных школ? От того, что главная, как я её понимаю, цель православной педагогики, показать детям дорогу ко Христу, как минимум на сегодняшний день не дала видимых результатов в отношении тех воспитуемых, кому сейчас уже сильно за двадцать и за тридцать. В их самостоятельной жизни не произошла личная встреча со Христом. Детская церковная-жизнь-за-ручку с родителями кончилась, подростковая косо-криво миновала, юношеская совпала с уходом в страну далече, выражаясь евангельскими образами (Лк.15:13).
Уход из Церкви в юношестве – вариант не самый тяжёлый, поскольку кризис детской веры хорошо переживать вовремя, когда ты ещё не обременён массой социальных ответственностей. Хуже, когда церковная-жизнь-за-ручку затягивается до зрелых лет, и личный кризис веры затрагивает уже собственных детей, никак не готовых к спонтанным проявлениям религиозных сумбуров в жизни родителей.
Мне думается, что осмысление результатов религиозного воспитания в семье и воскресной школе необходимо всем участникам этого действа. И ещё я думаю, что очень важно, чтобы результаты этих осмыслений доходили в каком-то оформленном виде до родителей и сотрудников воскресных школ. И до священников, кстати. До которых, как это не странно, информация о душевном и духовном состоянии детей в православных семьях доходит в исключительно редких случаях.
Рассказы детей, выросших в православных семьях и воскресных школах, ставших уже родителями – это бесценное свидетельство, я уверен. В нём и нынешний подросток сможет увидеть себя, найти поддержку переживаемым событиям жизни, которыми, как кажется, не с кем поделиться. И родитель может опомниться, столкнувшись с опытом тех, кто на себе испытал то, что родителю в данный момент кажется правильным.
Даже не знаю, какое название придумать клубу, в котором можно было бы встречаться людям, выросшим в православных семьях и прошедшим воскресные школы. На ум приходит что-то вроде «счастливые но контуженные», «живые и мёртвые», «так было надо» или «так не надо было». Лично мне было бы важно услышать когда-нибудь от собственных детей опыт их проживания нашего с женой воспитания. Мне бы очень хотелось, чтобы моим детям и сегодня было с кем обсудить и с кем посоветоваться о том, как пережить здесь и сейчас наше родительских воспитание, в котором, безусловно, ошибок допускается множество.
Вот, написал. Пока в моей голове не прояснилось, как назвать то, что получилось. Статья, обращение, воззвание? Скорее – это просто приглашение, с надеждой на оформленный отклик.
протоиерей Андрей Дерягин, декабрь 2023
Отклики и реакции